Высказывание из «Литературной энциклопедии терминов и понятий» я понимаю так: диалог – это такая форма речи, которая позволяет собеседникам выразить те или иные чувства. Кроме того, по манере говорить можно многое узнать о человеке. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к тексту А.Н. Толстого. Так, например, предложения 22-31 представляют собой диалог между родителями главного героя. С помощью глаголов повелительного наклонения в 25 предложении передаётся пренебрежительное отношение Василия Никитьевича к тому типу воспитания, который предлагает его жена. Он не хочет, чтобы из ребёнка вырос «Слюнтяй Макаронович» (предложение 28). Манера речи Василия Никитьевича характеризует его как сильного духом, волевого человека, который хочет воспитать достойного сына. В 34-36 предложениях мы видим диалог Никиты и его учителя Аркадия Ивановича. С помощью выражения «плохо твоё дело» (предложение 34) передаётся сочувственное отношение учителя к мальчику. Это характеризует его как неравнодушного человека. Таким образом, в художественном произведении автор действительно вносит в диалог важнейшие оттенки, позволяющие лучше понять характер говорящих.
Как я понимаю, диалог в литературном произведении играет очень важную роль. Он не только позволяет персонажам выразить свои чувства и мысли, но и помогает читателю лучше понять их характеры. Например, в тексте А.Н. Толстого выделены отдельные диалоги между персонажами, где через их речь можно увидеть их сильные и слабые стороны. Такие диалоги помогают создать более глубокий и живой образ каждого говорящего и делают произведение более ярким и запоминающимся.