Четвертый период вполне оправданно принято считать этапом эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновение новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. В 1950–1960-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное усовершенствование, переход от трех к восьми типам специальных школ и пятнадцати типам специального школьного обучения. В массовых школах, с конца 1970-х – начала 1980-х гг. открываются специальные классы для детей с задержкой психического развития и первые экспериментальные классы для умственно отсталых. Перефразируй
Четвертый период вполне оправданно принято считать этапом эффективного развития и совершенствования государственной системы специального образования, возникновение новых типов специальных школ и новых видов специального обучения. В 1950–1960-е гг. осуществляется дифференциация системы специального образования, ее структурное усовершенствование, переход от трех к восьми типам специальных школ и пятнадцати типам специального школьного обучения.
Важным аспектом этого периода является открытие специальных классов для детей с задержкой психического развития в массовых школах, что способствовало интеграции таких детей в общеобразовательное пространство. С начала 1980-х годов начали открываться первые экспериментальные классы для умственно отсталых детей, что также стало значимым событием в развитии специального образования.
Перефразируя вышеприведенное, можно сказать, что в четвертом периоде развития специального образования произошло значительное разнообразие школ и направлений обучения. Структура системы специального образования стала более сложной, с переходом от небольшого числа типов специальных школ к восьми, и от пяти типов обучения к пятнадцати.
Это время также характеризовалось внедрением новых методов обучения и подходов к детям с особыми образовательными потребностями. Открывание специальных классов в обычных школах отразилось на процессе инклюзивного обучения и позволило детям со специальными потребностями получать образование вместе с другими детьми.
Результатом этих действий стало повышение доступности образования для детей с ограниченными возможностями, улучшение качества обучения и воспитания таких детей. Экспериментальные классы для умственно отсталых детей открыли новые горизонты развития специального образования и показали, что индивидуализированный подход к ученикам способен сделать значительный вклад в их образование и развитие.
Таким образом, четвертый период развития специального образования с 1950-х по 1980-е годы был временем существенных изменений и прогресса. Дифференциация системы образования, открытие новых типов школ и классов для детей с различными особенностями способствовали интеграции и инклюзии, а также повышению качества обучения детей с особыми потребностями. Этот период оставил значительный след в истории специального образования и заложил основы для будущего его развития.